КМУ с Z-образными стрелами, монтируемые за кабиной, ремонтируют только заменой погнутой секции. Чтобы снизить стоимость ремонта, можно поискать б/у секцию. Это сократит затраты на ремонт как минимум вдвое
Прямые стрелы по обходным технологиям ремонтируют охотнее – так проще добиться желаемого результата с наименьшими финансовыми потерями. Но в любом случае обходная технология приводит к ухудшению грузовысотных характеристик крана-манипулятора
При кустарном ремонте длинной стрелы мощной КМУ ее грузовысотные характеристики снижаются не менее чем на треть, а гарантии надежной работы и вовсе стремятся к нулю. И кому нужен такой кран?
Стрела для крана-манипулятора, как, впрочем, и для любого другого крана, по сути главный элемент его силовой конструкции. И перегруз – одна из наиболее часто встречающихся причин ее повреждений. КМУ ломается из-за непонимания водителем схем рабочих зон, таблички с изображением которых расположены на стреле. Каждому грузу соответствуют допустимые вылет и угол подъема. Именно несоблюдение этих параметров ведет к поломке стрелы.
Повреждение стрелы означает конец работе и начало убытков, ведь без КМУ машина превращается в обычный грузовик. А еще затраты на ремонт и, самое главное, риск ранения людей при аварии, а это и уголовная ответственность виновников, и потеря имиджа фирмы, за которым может последовать даже ее ликвидация.
Чтобы избежать всех этих несчастий, собственник должен смотреть в будущее и покупать стрелу с запасом: если предполагается поднимать грузы до 2 т – брать КМУ грузоподъемностью 3,2 т. Разница в стоимости КМУ ближайших по грузоподъемности типоразмеров редко превышает 100…150 тыс. руб. Так разве не стоит такой суммы гарантия безаварийной и надежной работы без перегруза КМУ?
Но если поломка все же произошла? Перевозчик, оставшись без грузоподъемного механизма, начинает активно искать, где бы его отремонтировать. А тут как в сказке…
Направо пойдешь
Первое, что приходит на ум, это обратиться на фирменную СТО марки. Обращение в официальный сервис приносит лишь разочарование. И не только финансовое. Инженеры фирменной СТО отказываются ремонтировать стрелы, ссылаясь на то, что этот ответственный элемент конструкции краноманипуляторной установки не может и не должен ремонтироваться априори. Главный довод, как приговор: при любых ремонтных действиях, будь то сварка, гибка, локальный нагрев и т. д. ослабляется конструкция ремонтируемой секции и самой стрелы в целом, что провоцирует ее повторное разрушение. В процессе эксплуатации это приводит к их разрушению с возможным причинением вреда персоналу в рабочей зоне крана. А за травму на рабочем месте работодатель сегодня платит по полной, а скоро станет платить еще больше.
Официальный путь решения проблемы один – заменить погнутый элемент стрелы новым или списать конструкцию в утиль, точнее – продать ее на запчасти. Такой вариант выгоднее, чем сдать КМУ в металлолом.
Однако сегодня не об этом. Вернемся к нашим погнутым стрелам. Один погнутый элемент тянет за собой второй, второй тянет третий, т. е. процесс разрушения стрелы подобен лавине, и остановить ее можно, только сняв нагрузку. Но поскольку механизм подъема груза инертен и реакции оператора также не молниеносны, вместо одной на излом может пойти и две, и три секции. Почему такое происходит? Давшее слабину звено является неким буфером для процесса, т. е. принося себя в жертву, оно спасает другие звенья стрелы от перегруза и разрушения. Так-то оно так, но не станем забывать, что при постоянных перегрузках в материале стрелы активно развиваются микротрещины – происходит усталостное разрушение металла, и как они будут развиваться, не знает никто.
Данной точки зрения – что ремонт стрел крановых установок невозможен – придерживаются не только фирменные сервисные центры, принадлежащие непосредственно как производителям подъемного оборудования, так и СТО, работающим с заводом – производителем КМУ или его официальным представительством на основе договоров, где прописаны и виды возможного ремонта, и их технологии. Отказать в ремонте стрелы крана-манипулятора могут и в ряде мультибрендовых мастерских, которые берутся за ремонт КМУ разных марок. И это неудивительно – работа ремонтников, повлекшая повторный выход установки из строя, делает фирме такой черный пиар, от которого отмыться крайне тяжело. А конкуренция безжалостна к любому слабому звену бизнеса.
- Аргументы «против»
- Современные профилированные стрелы неремонтопригодны как таковые.
- Сделать качественный провар шва внутри профиля, особенно на середине длины секции, не имея сложного, дорогого заводского сварочного оборудования, невозможно.
- Для изготовления профилированной стрелы применяются особые сорта стали, которые сваривают при особых режимах, а процесс идет с применением электродов особого состава.
- Металл стрелы потек, деформировался, растянулся или сжался – придать ему форму, близкую к первоначальной, возможно, но восстановить идеальную геометрию и первоначальную прочность – нет.
- При деформации металла стрелы в нем образуется множество микротрещин и концентраторов напряжения, что делает ремонт данного звена бессмысленным.
Налево пойдешь
А что делать, если нет возможности обратиться в фирменный сервис или нет денег на оплату услуг официалов? Тогда надо обратиться к сторонним организациям, в них недостатка нет. Независимые мастера утверждают, что стрелу КМУ можно не только восстановить рихтовкой, но и заменив деформированную часть. Про рихтовку скажем так – как бы мастера ни старались, а первоначальную геометрию стреле вернуть не удастся ни при каких условиях. Все манипуляции с газовой горелкой для местного разогрева и осаждения растянутого металла приводят лишь к его отпуску и потере прочностных свойств. Это вообще не выдерживает никакой критики. Иными словами, от предложения лучше сразу отказаться.
Второй путь решения проблемы – операционный. Чтобы восстановить стрелу, а точнее пострадавший ее участок, его вырезают и на это место вваривают аналогичный по размерам фрагмент, заимствованный от стрелы крана-манипулятора «донора». Разумеется, аналогичной модели. Совместимость геометрии профиля ремонтируемой стрелы и ввариваемого участка должна быть идеальной. Но и такой путь решения проблемы 100%-ного эффекта не дает, поскольку сложно проварить стрелу изнутри качественно, особенно если речь идет о наложении швов в центральной области звена. И даже если у мастеров имеется сварщик с длинными, тонкими, как щупальца спрута, руками или автомат, позволяющий работать в ограниченном пространстве, то сам сварочный шов, являясь слабым звеном, снижает нагрузку на секцию стрелы и ее грузоподъемность в целом. Все доводы о качественном внешнем шве, даже с наложенными поверх ремонтируемых зон латками, необходимо подвергать сомнению.
Третий путь решения проблемы – «ампутация» поврежденной части секции стрелы. Кажется, что такой путь решения проблемы весьма привлекателен как с точки зрения сохранения прочности конструкции, так и невозможности дальнейшего развития микротрещин, вызванных усталостным напряжением металла. Судите сами. Деформированный участок вырезан, причем с припуском, в котором могли образоваться и сохраниться усталостные напряжения, а оставшаяся от секции стрелы короткая культя будет даже прочнее более длинного, оригинального звена. Чем короче плечо, тем большую нагрузку оно держит. Получается весьма складно! Да только при такой операции нарушается кинематика работы КМУ и требуется внести конструктивные изменения в привод выдвижения стрелы. И это уже не такая простая, как кажется, работа. Для сохранения работоспособности крана-манипулятора ремонтникам приходится не просто менять гидроцилиндр, корректируя длину его штока (рабочий ход), но и учитывать его силовые характеристики применительно к давлению, развиваемому насосом гидравлической системы КМУ.
Не стоит забывать и то, что укороченное звено сокращает рабочую зону КМУ, а значит, крюк не всегда дотянется до находящегося далеко от грузовой платформы груза. Справедливости ради отмечу, что полный вылет стрелы КМУ используется не часто. Еще один недостаток неофициальной технологии ремонта – безболезненно «ампутировать» можно обычно вторую секцию Г-образной стрелы КМУ. Именно она, как свидетельствует практика ремонтных организаций, чаще всего страдает от перегруза. Отметим, что Z-образные стрелы, как правило, ремонтируются только по фирменной технологии, т. е. с заменой погнутой секции на новую или бывшую в эксплуатации.
- Доводы «за»
- Перевозчик за сравнительно небольшие деньги получает отремонтированный кран-манипулятор.
- Время ремонта обычно не превышает 1 месяца, и это очень важно при наличии у перевозчика постоянного пакета заказов.
- Вылет стрелы и зона рабочего покрытия КМУ при ремонте методом «ампутации» деформированного участка сокращаются незначительно, обычно не более чем на полметра. При этом общая прочность конструкции не ухудшается.
- В самом худшем случае – ремонте стрелы путем вваривания ремонтного участка – грузоподъемность КМУ снижается примерно на 30% от номинальной. При этом недостаток грузоподъемности можно компенсировать уменьшением вылета стрелы, на котором производят подъем груза.
Несмотря на необходимость согласовать кинематику выдвижения стрелы при ремонте КМУ методом укорочения одного из колен стрелы, т. е. привязать к новым условиям работы гидроцилиндр выдвижения данной секции, цена ремонтных работ с «ампутацией» деформированной части колена колеблется от 45 до 80 тыс. руб. В самых неблагоприятных случаях она может доходить до 120 тыс. руб. В сравнении со стоимостью новой секции стрелы, которую необходимо предварительно заказать, ждать месяцы и еще стоять в очереди на замену, которая также может растянуться до недели, такой метод ремонта выглядит очень привлекательно.
Ремонт краноманипуляторной установки может быть промежуточным этапом между заказом новой стрелы и ее ожиданием. Как показывает практика, даже на складах фирменных СТО порой нет отдельных секций стрел. И это справедливо не только по отношению к продукции европейских, японских, корейских, китайских производителей КМУ, но и, что самое удивительное, российских.