Автокран Zoomlion QY30V: все хорошо, но…

Александр Загорец

«Вот как можно вообще сочетать в этой колымаге пещерные устройства с компьютером?» — первое, что мы слышим на стройплощадке, куда приехали на тест-драйв для этой рубрики. Оказывается, это наш Испытатель (а в рабочее время — машинист автокрана) Александр Загорец возмущается отечественной разработкой — краном «Машека»: «Чего только нет — координатная защита, все по десятым и сотым долям градуса азимута отклонения кабины. Зато щетка стеклоочистителя рукой вот так вот (Александр держит невидимую щетку и старательно очищает невидимое стекло — прим. редакции ) двигается… Оно мне на х… не нужно!»

«То, что нужно, — честно и объективно», — переглядываемся мы с фотокорреспондентом. Действительно, в Сибири в последние годы все чаще на стройплощадках встречается спецтехника китайского производства. Она приемлема по стоимости для всех категорий бизнеса, а по заявленным характеристикам и функциям превосходит отечественные машины. Но каковы реалии использования того же автокрана Zoomlion QY30V в сибирских условиях? Похоже, наш Испытатель Александр сейчас порежет всю правду-матку про особенности китайского машиностроения. Слово ему.

О первых впечатлениях

Я большую часть времени работал на «Ивановцах». Привезли нам это китайское чудо техники. Начальник говорит: «Вон, кран видишь? Садись, заводи, езжай». Вот и все курсы подготовки. На самом деле, конечно, пришлось посмотреть литературу, потому что раньше с такой техникой я дела не имел. На подобных работал, но любая спецтехника требует дополнительной подготовки. Выглядит рабочее место просто, без всяких излишеств. Но мы же живем в Сибири, и поэтому у нас основная проверка зимой. Как этот кран себя поведет в мороз.

О комфорте

В минус 36 градусов я работал на нем спокойно (речь про рабочее место машиниста — кабину управления самим краном — прим. редакции ). Отопитель обеспечивает такую температуру, что здесь я могу сидеть в трико и в тапочках. Щелей в кабине выше крыши, но печка справляется с обогревом стекол, с отоплением кабины. А для летних условий тут кондиционер есть. Все тут просто, без наворотов. Зато оно меньше ломается.

В основной кабине о комфорте можно забыть — вроде здоровая, но ни откинуться, ни прилечь. И шумоизоляция никакая — от работы двигателя такой шум стоит!

О нюансах

В кабине (управления краном — прим. редакции ) не хватало зеркала заднего вида. Точнее, оно есть. Только установлено почему-то за кабиной над лебедками, и позволяет контролировать намотку троса, чтобы не было хаотичности. Но я же не голубь, чтобы 37 раз голову повернуть на 360 градусов. У меня шея болела раньше после постоянных поворотов головы назад. Пришлось поставить в кабину самостоятельно зеркало, теперь вижу движение лебедок. Могу выдать монтажнику по сантиметру. А на вылете стрелы в 40 метров как я могу иначе увидеть, сколько он мне машет? А так у меня насечка есть на лебедке, я в зеркало вижу и могу минимум выдать.

Китайцы тоже додумались — включать отдельно омыватель, отдельно стеклоочиститель. Чего не сделали, чтобы оно вместе и брызгало, и щетки запускало? Не могли ничего умнее придумать что ли?

Ну и резина там, конечно, не самая лучшая. Честно скажу. Как корова на льду. Пришлось ее менять тоже.

Надписи вот еще все на китайском. В компьютере есть английский, а русского вообще нигде нет. По-английки еще кое-что понимаю, а вот с китайским напряженка.

Есть некоторые узлы не особо крепкие. Я тут концевик угрохал, благо, по гарантии поменяли. Шланги лопаются, бывает, но резинка есть резинка. От этого никто не застрахован.

В кабине основной (для передвижения автокрана по пересеченной местности — прим. редакции ) все ничего, но дырок, как в дуршлаге. Такой «дуборез» зимой. И отоплением там надо кардинально все менять. Воздуховоды не совсем удачно сделаны. Печка ревет громко, а теплоотдачи нет. Даже боковые стекла замерзают. Не в морозы — все отлично. Стоит климат-контроль, поддерживает заданную температуру.

С бардачками напряженка тоже. Глубина маленькая — хватает, только чтобы бумаги положить.

Об эксплуатации

Понравилось, что рама обалденно сделана. У наших как автокранов — взяли «МАЗ» или «КамАЗ», сверху подрамник налепили и стрелу с кабиной насадили. И ты колышешься при работе туда-сюда. А тут все цельное. Он стоит капитально, крепкий зверюга. Контргруз у него огромный, за счет этого кран устойчивый. И контур сам по себе большой.

В кабине управления краном я могу запустить двигатель и заглушить, не бегая в основную кабину.

Компьютер простейший, выдает все необходимые параметры, которые нужны для работы: длину стрелы, высоту подъема груза, удаление груза, угол наклона стрелы. Можно настраивать кратность, аутригеры, большой или малый гак. Есть пятая «лапа», то есть опора. Ее положение тоже отображается на компьютере.

Справа от кабины — зеркало для контроля нахождения края контргруза. Когда работаешь в ограниченном пространстве, надо же еще не зацепить ничего, когда поворачиваешь. Вот, зеркало есть, и я вижу, притулюсь к стенке или не притулюсь.

Хорошо помогает иной раз таблица вылета и грузоподъемности (Александр показывает на стекло, где расположена большая наклейка с цифрами и китайскими иероглифами — прим. редакции ). Допустим, компьютер мне выдает расстояние до объекта, а я не знаю, сколько груз весит. Я смотрю по таблице длину своей стрелы, удаление до этого груза и сверяю, сколько он может поднять.

Вообще он рассчитан на подъем до 30 тонн. Но и больше может, если компьютер отключить. А то у него систем безопасности и датчики тут «мама не горюй». Если наклон стрелы ниже 30 градусов, то компьютер начнет пищать, потом отключится. Если я телескопирую стрелу на 40 метров и начну ее класть, а удаление от меня до груза 30 метров — он тоже отключится. Хотя все это можно заблокировать и обойти, если надо. Но это уже «чисто на руку». Потянешь ты или нет, кувыркнешься или стрелу загнешь. Примеров же масса, дури хватает: заблокировал АГП, газу ему — и попер. Смотришь: стрела тюк — и все. От наших, конечно, сильно отличается. Я тут могу одновременно четыре операции делать. Была бы еще нога или рука — и больше бы смог. У него сразу в комплекте «гусек» идет, который стрелу еще на 8 метров выдвигает. У русских кранов надо дополнительно покупать.

Кстати, что еще хорошо — самодиагностика. Если «чек» двигателя загорелся, к нему не надо подсоединять сканер. Нажимаешь клавишу на панели — и считаешь количество миганий лампочки. Берешь мануал — и смотришь, какая неисправность. Предохранители находятся в кабине, и я могу их легко заменить, если нужно.

Межосевой дифференциал включать можно вручную, если застрял. Есть горный тормоз. По скорости запас есть, хоть и заявлено производителем предельная в 78 км/ч, но я и больше выжимал (на спидометре вообще стоит значение 140 км/ч, правда в «красной зоне» — прим. редакции ).

Вердикт

Если б я продолжил работать на нашей технике, и вместо этого крана мне бы привезли новый «Ивановец», я был бы рад. Круглее ведра не видел, слаще редьки не ел. А поработав на этом автокране, на наш я уже не хочу. Могу сказать, что при должном техническом обслуживании действует принцип: «Не лезь в механизм — не мешай ему работать». Заливай солярку, смотри масло и меняй фильтры. Все. Вот что огорчает сильно: неужели мы не можем вот это делать сами? За державу обидно…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .