Аутригеры (опоры автовышек)

Востребованность автовышек растёт с каждым днём. Производители автогидроподъёмников нацелились на создание моделей, обеспечивающих работу на больших высотах, с сохранением минимальных масс и габаритов установок. Но при увеличении «высотности » и при облегчении конструкций повышается опасность аварийных ситуаций. Конструкторы при разработке пытаются повысить безопасность автовышек. Поэтому при эксплуатации автовышек возрастает роль стабилизирующих устройств — аутригеров (простым языком — опор).

Приблизительно 65% всех аварий автовышек связано с неправильным использованием аутригеров. Проседание почвы может повлечь за собой опрокидывание AГП. По существующим европейским нормам максимальное давление на грунт не должно быть свыше 4 МПа. Эта норма вполне реальна при правильном использовании имеющихся опорных устройств.

Аутригеры или опоры бывают:

  • откидными
  • поворотными
  • выносными

Самые распространённые – выносные аутригеры.

Чаще всего встречаются автовышки с 4-мя выносными опорами, но есть подъёмники с 6-тью, а есть только с 2-мя передними опорами.

Выносной аутригер – это силовая телескопическая стойка с опорной «лапой». Для создания необходимой устойчивости и для исключения опрокидывания во время работы автовышки установочные лапы прижимаются к поверхности, а по окончании – отводятся от неё. Существуют поворотные в горизонтальной плоскости аутригеры. Такая конструкция упрощает доступ к элементам ходовой части автомобиля, но стоимость такой конструкторской разработки слишком высока, поэтому в Беларуси, поворачивающиеся на 180° аутригеры, почти не встречаются.

В движение опоры приводятся с помощью гидроцилиндров. Опоры бывают короткими от 0,7 м, средними от 0,7 до 1,5 м и длинными — свыше 1,5 м. Длина опор взаимосвязана с высотой шасси. Выдвинутые опоры должны приподнять автомобиль до отрыва колёс от грунта, то есть шасси, колёса, подвеска должны быть вывешены. Гидроцилиндры для аутригеров используются, почти во всех автомобилях стандартные, серийные.

Основная задача опор – увеличение опорного контура подъемной установки, разгрузка ходовой части машины. Контур, который выстраивается опорами может быть Н – и Х-образный.

На узких и загромождённых стройплощадках лучше использовать АГП с опорами по Х-образной схеме, что позволяет максимально их выдвигать, несмотря на ограниченность пространства. Сегодня чаще можно встретить увеличение опорного контура автовышек путем использования комбинированной Х-Н-образной схемы. Спереди устанавливают опоры по Х-схеме, а сзади – Н-образные опоры. При такой схеме увеличивается опорная зона, автомобиль становится устойчивее, и при этом площадь, занимаемая установкой. увеличивается незначительно. В автогидроподъёмниках, работающих на большой высоте, используют в основном только Н-образные схемы установки аутригеров потому, что при такой установке достигается максимальная площадь опорного контура. Но автовышкам с такой « раскладкой» необходимо много пространства.

Принимая меры предосторожности и соблюдая технику безопасности можно предотвратить аварию, достаточно выдвинуть на необходимое расстояние аутригеры и установить специальные прокладки, которые ещё иначе называются опорными подушками. Установка прокладок под «лапы» имеет огромное значение для создания устойчивых точек опор даже на неровной поверхности. Также опорные подушки позволяют сохранить асфальт, плитку, любое дорожное покрытие, даже при максимальной массе шасси автовышки.

Ответственный водитель – оператор должен приложить рабочую нагрузку к каждой из опор, не поднимая груз на всю заданную высоту. и тем самым проверить надежность опорной поверхности. Избежать аварии поможет также использование подкладок максимальных размеров, уменьшающих давление на грунт.

Следует помнить, что для выполнения монтажно — высотных работ, опорные подушки должны обладать определёнными свойствами. В качестве материала для подкладок широко используется древесина. но следует помнить, что подкладки не должны бояться влажности, т. е. иметь водоотталкивающие свойства. Поэтому необходима древесина твердых сортов, чтобы деревянная подкладка не сгнила и не рассыпалась под воздействием влаги, и для того, чтобы после работы под дождём или снегом, деревянная подкладка оставалась легкой. Размеры деревянной подкладки обычно не менее 500х500х50 мм, поэтому даже сухая, она имеет солидный вес.

Сейчас в качестве материала для подкладок кроме древесины или металла, используют полиэтилен и нейлон. Такие подкладки рассчитаны на весь ресурс эксплуатации автоподъёмника. Цена таких подушек высока, но оправдана. Синтетические материалы легче дерева и металла, устойчивы к ударным нагрузкам и к деформации. Со стороны сцепления с грунтом на синтетических прокладках наносится рельефный рисунок Нейлоновые или полиэтиленовые подкладки не боятся коррозии, плохих погодных условий им не наносит вред контакт с маслом или топливом. Профессиональные подкладки изготавливают из материалов, не меняющих своих свойств в диапазоне температур от –100 до +80 °С.

Современные автовышки заводы – изготовители оборудуют новыми электронными системами, производящими анализ нагрузок и помогающими правильно установить аутригеры, но к сожалению, если оператор сам не соблюдает правила установки опор, или использует в работе ненадёжные подкладки, либо вообще не использует их, не зафиксированную машину, может опрокинуть от порыва ветра или от перегрузки.

В нашей компании тщательно следят за техникой безопасности при проведении высотных работ на всех видах автовышек. Обращаясь к нам, Вы можете быть уверены в безопасности работ!