ОГРАНИЧИТЕЛИ ГРУЗОВОГО МОМЕНТА АВТОКРАНОВ

ОГРАНИЧИТЕЛИ ГРУЗОВОГО МОМЕНТА АВТОКРАНОВКраны оборудованы ограничителями грузового момента, автоматически отключающими механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы и вращения автокрана в случае, если вес груза на крюке при данном вылете стрелы превосходит 110% грузоподъемности, установленной для этого момента. Применение ограничителей грузового момента обусловлено также необходимостью создания конструкций автокранов с малым весом, что требует уменьшения расчетных сечений элементов конструкции и запасов прочности.

Основным назначением ограничителя грузового момента является предупреждение потери устойчивости автокрана и исключение возможности повреждения элементов конструкции при подъеме груза большей величины, чем это разрешено по грузовой характеристике.

Наиболее простыми являются ограничители, основанные на принципе изменения усилий, действующих на постоянном плече. Такой ограничитель грузового момента (рис. 66) состоит из рычага 2, шарнирно закрепленного на оси стрелы 1, и датчика 3, одним концом закрепленного на рычаге, а другим на стреле.

Принцип действия ограничителя основан на постоянстве моментов на рычаге 2 относительно точки вращения стрелы А:

Pa = GL + GcU

где Р — усилие на датчике; G, Gc — вес груза и стрелы; L, Lc — вылет соответственно груза и стрелы; а — плечо усилия Р.

Рис. 66. Ограничитель грузового момента.

При наклоне стрелы вылеты L и Lc увеличиваются, а плечо а, не зависящее от положения стрелы, остается постоянным. Следовательно, усилие на датчике возрастает, его пружина (или рабочая жидкость) сжимается и замыкает контакты. Электрическая цепь автокрана замыкается, и ток проходит через обмотку электрогидроклапана, катушка которого намагничивается и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает золотник. При этом давлёние в цепи управления переливным клапаном гидрораспределителя падает. Золотник переливного клапана открывается, и рабочая жидкость сливается в маслобак. Работа механизмов автокрана прекращается. Одновременно на пульте управления зажигается красная лампочка и начинает работать звуковой сигнал, предупреждающий об опасном положении автокрана.

Работа автокрана может быть возобновлена только после устранения опасного положения, т. е. после уменьшения вылета стрелы или веса груза. Ограничитель срабатывает при грузовом моменте, превышающем номинальный на 10%.

В ограничителях грузового момента автокранов применяются два типа датчиков: гидравлические и механические.

Гидравлический датчик (рис. 67, а) представляет собой гидравли¬ческий цилиндр, состоящий из корпуса 1 и поршня 4, соединенных между собой накидной гайкой б. Уплотнение поршня осуществляется резиновым кольцом 5. К корпусу 1 с помощью болтов прикреплено реле давления 9, соединенное с внутренней полостью датчика трубопроводом 7 и ниппелем 8. Внутренняя полость датчика заполняется рабочей жидкостью. Для спуска воздуха в поршне 4 имеется отверстие, которое закрывается заглушкой 2. В проушинах корпуса и поршня установлены сферические подшипники скольжения 3 типа ШС, исключающие влияние перекосов на работу датчика.

Рис. 67. Датчики.

Реле давления 1РД-320 регулируется на давление настройки 12,5 ± 0,5 МПа.

Принцип действия ограничителя грузового момента с гидравлическим датчиком заключается в следующем. Под действием нагрузки рабочая жидкость, находящаяся в полости датчика, сжимается, и давление ее повышается. При достижении величины настройки реле давления срабатывает и замыкает контакты микропереключателя, который дает сигнал в исполнительную цепь, переключающую подачу рабочей жидкости на слив.

Однако гидравлические датчики имеют и такие существенные недостатки, как возможность утечки рабочей жидкости и нестабильность в работе при колебаниях температуры, когда изменение вязкости жидкости отражается на чувствительности и точности работы прибора. Для уменьшения этих недостатков заполнение гидравлического датчика рабочей жидкостью необходимо производить от поршневой полости гидроцилиндра подъема стрелы через клапан Р, ограничивающий давление заполнения. При таком подключении гидравлического датчика 3 происходит автоматическое восполнение утечек рабочей жидкости. Стабильность в работе улучшается и при подборе жидкости, вязкость которой с изменением температуры имеет меньшие колебания.

Механический датчик (рис. 67, б) состоит из двух сварных корпусов 6 и 10, которые могут ззаимно перемещаться и соединены между собой накидной гайкой Р. Внутри корпусов на направляющих втулках 7 и 11 установлен пакет из восьми тарельчатых пружин 8. В пррушинах корпусов установлены сферические подшипники скольжения 5 типа ШС, исключающие влияние перекосов на работу датчика. На корпусе 10 установлен упорный кронштейн 1 с регу¬лировочным болтом 3 и гайкой 2. На корпусе 6 установлен привод микропереключателя 4.

Привод (рис. 67, г) состоит из корпуса 4, закрепленного на оси рычага 3 с микропереключателем 1 и пружиной 5, толкателя 2, корпуса упора 7% упора 8 и пружины 6.

Принцип действия ограничителя грузового момента с механическим датчиком заключается в следующем. Под действием нагрузки тарельчатые пружины 8 (рис, 67, б) сжимаются, корпусы 6 и 10 сближаются, упорный кронштейн с регулировочным болтом 3 нажимает на штырь микропереключателя 4. Толкатель 2 (рис. 67, г) микропереключателя поворачивает рычаг 3 относительно оси, прижимает микропереключатель 1 к упору 8 и замыкает контакты, при этом сигнал передается в исполнительную цепь, которая переключает подачу рабочей жидкости на слив. Работа механизмов автокрана прекращается

автомобильные краны манипуляторы

устройство смесителя однорычажного

производственная инструкция машиниста крана автомобильного

управление автокраном

однорычажный смеситель разобрать