Ростехнадзор разъясняет: Перевод подъемного сооружения на управление с пола (установка на мостовой кран системы радиоуправления)

Является ли работа по установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины реконструкцией или модернизацией крана? Нужно ли проводить экспертизу промышленной безопасности ПС после проведения таких работ (на основании п. 260 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения” )?

  • под реконструкцией понимается изменение конструкций подъемного сооружения или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование подъемного сооружения для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
  • Под модернизацией понимается изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, которая является разновидностью реконструкции, направленная на улучшение потребительских свойств, показателей назначения и/или безопасности подъемного сооружения, например, замена старой системы управления на новую, с более плавным регулированием и более высокими номинальными скоростями.

Таким образом, если при установке системы радиоуправления на мостовой кран в дополнение к управлению краном из кабины не были внесены изменения в конструкцию крана, к реконструкции данные работы не относятся, и после проведения указанных работ экспертизе промышленной безопасности кран не подлежит.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

Прошу разъяснить, является ли монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления) подъемных сооружений, эксплуатируемых на ОПО, техническим перевооружением опасного производственного объекта.

Ответ: В связи с Вашим обращением, поступившим по информационным системам общего пользования 17 мая 2017 года Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что при переводе грузоподъемных кранов на радиоуправление следует руководствоваться пунктами 58-60 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС).

В редакции ФНП по ПС работы по переводу кранов на радиоуправление не относятся к работам по реконструкции (модернизации) ПС, в связи с чем, после проведенного переоборудования, ПС не подлежат экспертизе промышленной безопасности.

На основании изложенного, при переводе кранов на радиоуправление проектную документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта разрабатывать не требуется.

Какие необходимы документы для снятия с регистрационного учета подъемного сооружения, переведенного на управление с пола?

В соответствии с п. 60 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) при переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.

  • Демонтаж кабины управления крана приводит к изменению его конструкции.
  • Решение вопросов касающихся выхода обслуживающего персонала на мост крана для его осмотра (если выход на мост крана осуществляется из кабины) должны быть разработаны и указаны в документации на изменение конструкции крана.
  • В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое устройство, после проведения работ, связанных с изменением его конструкции подлежит экспертизе промышленной безопасности. если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия. В соответствии с п. 6 ФНП (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146) требования, указанные в них, обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла подъемного сооружения (далее – ПС) и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011. а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
  • Снятие с учета ПС при переводе в разряд не подлежащих учету, производится по заявлению владельца, с представлением документов подтверждающих демонтаж кабины управления и проведения экспертизы промышленной безопасности.

Вопрос:

В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии “стропальщик”. Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»

Ответ: В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее – ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления.

Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

На правах рекламы:

Наша организация проводит комплекс работ по переводу мостовых кранов на управление с пола. Обращайтесь

Руководитель направления по Московской области

Супрун Максим Александрович