Эксплуатация автокранов зимой

Зимой отказы в работе автокранов, как и любых автотранспортных средств, являются естественным событием. Причем количество отказов растет с понижением температуры окружающей среды

Связано это в первую очередь с плохой подготовкой кранов к работе при низких температурах. Так, несоответствие применяемых масел по вязкости становится причиной резкого повышения трения в цилиндрах и поршнях. Загустевшее от холода масло повышает сопротивление вращению стартера. “Слабые” аккумуляторные батареи (АКБ) также не в состоянии противостоять подобному сопротивлению. Кроме того, неподходящее масло, находясь в ведущих мостах при низкой температуре, может загустеть так сильно, что динамическая нагрузка на редуктор моста может послужить причиной разрушения карданного вала.

Соответствовать зимним условиям также должно и топливо, в частности, дизельное. Летняя солярка с наступлением первых морозов застынет и перестанет поступать к двигателю. Дело в том, что топливопроводы и фильтр тонкой очистки топлива засоряются хлопьями парафина, выпавшего в осадок. Однако в баке топливо будет еще сохранять текучесть.

Можно говорить о том, что работа крана зимой практически на 90% зависит от применяемых рабочих жидкостей и смазок. 10% приходится на качество уплотнителей (прокладки, кольца, манжеты) и их способность сохранять свои свойства при эксплуатации в зимних условиях.

Во время подготовки к работе зимой все автокраны отечественного производства нуждаются в проведении следующих мероприятий:

    сезонное обслуживание. В случае необходимости следует сменить рабочие жидкости, для того, чтобы свойства вязкости масел (в коробке передач, двигателе и мостах), жидкости омывателя ветрового стекла, охлаждающей жидкости, а также масел в гидроприводе и механизмах крановой установки соответствовали температуре воздуха во время предполагаемой работы; проверка работоспособности отопителей кабин крановой установки и шасси, герметичность прилегания и запирания дверей; тестирование состояния и зарядку АКБ, довести плотность электролита до 1,28-1,29 г/см3, в районах Крайнего Севера и Сибири – до 1,30 г/см3. Не помешает осуществить контрольно-технический цикл АКБ (разряд и заряд) или приобрести запасные аккумуляторы. Также необходимо утеплить аккумуляторный отсек; проверка бортовой электропроводки на наличие замыканий, которые вызывают утечку тока АКБ.

Шасси

При выборе моторного масла необходимо обращать внимание на его эксплуатационные характеристики, которые определяются международной классификацией API (Американский институт нефти). Первая буква индекса в данной классификации обозначает назначение масла по типу двигателя. Так, буквой S маркируют масло, которое подходит для бензиновых двигателей, а буквой C – масло для дизельных двигателей. Затем расположены буквы, указывающие на назначение масла по степени форсирования двигателя. Причем, чем дальше расположена вторая буква от начала алфавита, тем будет современнее техника, для которой предназначено данное масло.

Универсальные масла, которые используются для бензиновых и для дизельных двигателей, обладают двойной индексацией, такой как SG/CD. Для современных машин, оснащенных дизельным двигателем, рекомендуется применение масла CF-4 или CG-4.

В России классификация вязкости моторных масел устанавливается по критерием SAE. Отечественный ГОСТ 17479.1–85 был адаптирован под SAE.

По классификации SAE тип масла по вязкости необходимо выбирать в зависимости от предполагаемых температур окружающей среды, а тип масла определяется производителем по эксплуатационным характеристикам (классификация API). Тип масла указывается в сопроводительной документации на шасси.

Трансмиссионные масла используются в агрегатах трансмиссий транспортных средств, в разнообразных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Они также классифицируются по стандартам API и характеризуются классом вязкости по SAE или ГОСТ.

Менять масла необходимо после летнего периода. Это прописано в руководствах по работе и сервисных книжках в разделе “Техническое обслуживание”. Данный тип обслуживания называется “сезонное техническое обслуживание” (СТО) и производится именно для подготовки техники к другому температурному режиму работы.

Крановые установки

В автокранах часто используются гидравлические масла всесезонного применения, другими словами, расширенного по температурному диапазону. Однако, зимой желательно заменить их “зимними” маслами. Одними из основных марок “зимних” масел для автокранов “Ивановец” это ВМГЗ, МГЕ-46В, МГЕ-10А.

Отечественные гидравлические масла обозначаются в соответствии с ГОСТ 17479.3–85. Маркировка состоит из букв МГ (минеральное гидравлическое), цифр, которые характеризуют класс кинематической вязкости, а также из букв, обозначающих принадлежность масла к группе по рабочим характеристикам.

По вязкости гидравлические масла систематизируются международным стандартом ISO 3448.

В зависимости от эксплуатационных свойств гидравлические масла классифицируются в соответствии со стандартом ISO 6074, согласно которому масла, выполненные из минерального сырья, входят в группу Н. Группа Н также подразделяется на четыре типа в зависимости от состава масел и основной сферы их использования.

Шведская классификация SMR также учитывает требования к маслу во время эксплуатации при низких температурах. Это классификация для гидравлических масел высокой вязкости.

DIN 51524 является общепринятым стандартом для гидравлических масел, но он не рассматривает все характеристики во время низких температур.

Подготовка гидропривода для работы при низких температурах

Работа кранов зимой должна начинаться с прогрева гидропривода. Для этого гидронасос должен поработать 15–20 минут при минимальных оборотах холостого хода двигателя. Затем для ускорения процесса необходимо выполнять подъем и опускание, а также выдвижение и втягивание секций стрелы без груза. За счет данных манипуляций температура рабочей жидкости доводится до +10 °С.

Зимой также следует не забывать о состоянии штоков главного цилиндра, которые не защищены от попадания грязи и осадков, регулярно чистить их от наледи и грязи. Ведь корка льда на штоке способна остановить работу грязесъемников и уплотнения. При резком выполнение рабочих операций происходит местное повышение давления в гидросистеме, что приводит к образованию течи в трубопроводах и уплотнениях механизмов. Регулярные перепады температуры воздуха и устройств автокрана влияют на образование конденсата, то есть влаги из воздуха, вызывающей коррозию и замыкания в электрических соединениях. Также могут случаться отказы при работе электроприборов. Важно следить и за тросом на грузовом барабане в момент сматывания, так как он может застревать за счет потери эластичности во время мороза, что повреждает трос и устройства грузовой лебедки.

Качественное и регулярное техническое обслуживание гарантирует долговечность гидравлической системы автокранов. А главный фактор в обеспечении ее бесперебойной работы – регулярная замена масла, которое в процессе эксплуатации окисляется и теряет свои свойства. Задержка с его заменой может привести к очень дорогому ремонту.

По материалам журнала “Основные Средства ” №1/2011